Ткачество

Одним из традиционных видов народного искусства является ткачество. Узорные скатерти-столешницы, полотен­ца были известны еще в XVII в. Однако наиболее полное представление о характере этого ремесла различных районов можно иметь по материалам XIX- XX вв. Узорное зодчество - живое современное искусство.

Во многих районах и сейчас продолжают выполнять самобытные изделия с применением традиционных приемов тканья. Различными видами узорного ткачества владеют многие мастерицы, живущие в сельской местности Архангельской, Нижегородской, Рязанской областей. У русского населения сохранились великолепные по художественной выразительности образцы старинного рукоделия. Одни из них связаны с ансамблем народного костюма, преимущественно женского, другие представляют собой узорные изделия для убранства жилища.

В одежде особенно нарядным был праздничный костюм. В него входили шитые из домотканого холста рубахи с широким тканым узором на подоле и рукавах, передники - запоны, клетчатые поневы, шушпаны, узорные тканые пояса и многое другое. Среди бытовых изделий можно выделить льняные узорные скатерти-столешницы с прошвой посередине, полотенца, нарядные подзоры, коврики, дорожки, покрывала. При сравнении современных изделий узорного ткачества с подобными изделиями прошлого века можно увидеть устойчивость традиционных технических приемов и связанных с ними художественных особенностей.

Ручное узорное искусство данного вида не требует сложного оборудования. Наиболее распространенным был деревянный станок - кросна без челночных коробок с ремизками (нитченками) и короткими подножками-цепями. С помощью этого примитивного оборудования искусные мастерицы и теперь производят разнообразные изделия, применяя простые и сложные приемы ткачества. В прошлом в нем широко использовали лен, коноплю, шерсть, а позже - покупной гарус, хлопчатобумажные нитки.

Художественное решение узорных тканей в большей степени зависит от техники ткачества, поскольку фактура самой ткани, ее орнаментальное решение определяются особыми видами заправки станка, включением цветных просновок, дополнительных утков. В русском узорном мастерстве были широко распространены такие виды, как закладное, браное, выборное, переборное, ремизное. По видам мастерства и стилевым особенностям орнамента особо выделяется искусства Русского Севера, куда входят Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская области. Для него характерны мелкая узорчатость, графическая проработка элементов орнамента.

Суровая и сдержанная по краскам северная природа во многом определила характер произведений народного искусства, в том числе и узорных материалов. В них чувствуется некоторая скупость художественного оформления. Цветной узор заполняет обычно только небольшую часть изделия, чаще всего край, основное же поле остается гладким - белым или суровым. В ткачестве рисунок выполняется почти всегда красным утком по светлому фону, а иногда - просто белым по белому, причем красный цвет в узоре из-за малой плотности воспринимается приглушенным, чуть розовым. В этих узорах можно найти самые разнообразные мотивы. В одних мы видим изображение сильно измененных геометризованных фигур людей, птиц, коней, деревьев. Рядом с ними почти всегда помещался геометрический орнамент, построенный на сочетаниях ромбов, квадратов.

Изделия центральных южных районов России более плотные по узору и более сочные и насыщенные по цвету. В одежде очень часто для повышения декоративной звучности узоры дополняли вышивкой, нашивками цветных лент и позументов. Это подчеркивало интенсивность цвета, придавало одежде большую нарядность. В районах Поволжья с давних пор сложились свои стилевые черты узорного ткачества, для которого особенно характерны повышенная декоративность и многоцветность.

Современное узорное искусство данного вида развивается очень активно. Это объясняется тем, что вещи, изготовленные  ручным способом, отличаются от машинных неповторимостью композиционного и колористического решения, богатством орнамента, разнообразием структурных переплетений.

Для узорного ткачества характерна преемственность местных художественных традиций, сложившихся на протяжении многих веков. Оно органически входит в современную предметную среду, а это служит залогом его дальнейшего развития. Единство функции и формы вещи, ее художественного образа и материала - достижение традиционного искусства, обеспечивающее жизнь узорному ткачеству не только в наши дни, но и в будущем.

Rambler's Top100
Copyright © 2008-2009 Декоративно-прикладное искусство художественные промыслы живопись картины