Резьба и роспись по дереву

Древесина - один из материалов, получивших на­ибольшее применение для изготовления многих пред­метов, которые необходимы человеку в его повсед­невной жизни. Сегодня, художественная резьба по дереву, роспись по дереву является одним из самых популярных и востребованных ремесел. Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде крестьянского дома или многогла­вого храма в Кижах. Также  использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бы­товой утвари, посуды, игрушек.

Как более ранний вид обработки древесины полу­чила художественная резьба по дереву, потому что она тесно связана с процес­сом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребенка или шкатулка. Такие и подобные им предметы не всегда украшены резным орнаментом, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте, проявлялись эстетические свой­ства вещи. Например, долбленая чаша или вырезан­ный из монолитного куска дерева ковш в своей плас­тике уже представляли образец скульптурного реше­ния, выполненного средствами этого вида искусства. Однако в большинстве случаев художественный предмет из де­рева украшен изразцами различного вида. Их виды и приемы предостав­ляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета.

Геометрическая художественная резьба по дереву  выполняется но­жом и содержит в своем узоре простейшую комбина­цию линий. В трехгранно-выемчатой, рисунок уже превращается в заглубленный рельеф. Скобчатая, или ногтевидная технология осу­ществляется полукруглыми стамесками и имеет плавные линии в очертаниях, образующих узор элементов. Плоскорельефный тип разделяется на не­сколько видов, когда производится только подрезка контура (резьба с подушечным фоном) или выбира­ется фон, на котором орнамент образует рельеф. Ее разновидностями являются глухая и ажурная технология. Наиболее сложный вид представляет скульп­турный вид.

Таким образом, в распоряжении мастера имеется широкий диапазон средств: от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных тончай­ших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа, выполненных из твердых пород древесины (самшита, ореха, бука). Определенные приемы художественная резьба по дереву  и мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали отличи­тельными признаками искусства отдельных центров и даже целых регионов. Например, в русских деревнях европейского Севера типичным было завершение кров­ли дома охлупнем - изображением головы коня, вы­рубленным топором. Окна сельских и городских домов во многих областях России до сих пор оформляются узорными наличниками с пропильной, накладной, объемной технологии.

В уникаль­ных архитектурных памятниках старины сохраняется удивительная технология иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской скульптуры. Если учесть, что все эти работы выполнялись и выполняются сейчас простым инструментом (топор, пила, стамески и ножи разных видов), то становится ясно, что ремесло здесь проявляет себя на уровне подлинно художественного творчества. Исторически развиваясь, обра­ботка дерева наряду постепенно стала обо­гащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование различных деревянных вещей, привело к формированию центров народного искусст­ва, в которых роспись по дереву стала главным направлением их деятельности. Причем, в некоторых областях даже близко расположенные промыслы нашли существенные отличия в приемах письма, мо­тивах декора.   В   подтверждение   этому   достаточно вспомнить хохломскую, Городецкую и полхов-майданскую роспись Нижегородской области.

Причиной развития искусства росписи по дереву было, преж­де всего, желание мастера обогатить предмет, сделать его красивым, нарядным. Но одной из причин введе­ния окраски в предметы из дерева была необходимость облагородить некоторые виды древеси­ны или замаскировать ее природные дефекты (синева, сучки и т.п.). Разнообразия художественных решений мастера добиваются, в частности, введением металла (техни­ка насечки), соединением разных по цвету и текстуре пород древесины (техника инкрустации), выжиганием рисунка или фона, который подчеркивает силуэт узора. Художественные промыслы по обработке дерева широко развиты в России. В богатой лесами стране искусство художественной резьбы по дереву, укра­шающей различные предметы быта, приобрело повсе­местно орнаментальный характер. Лишь в нескольких центрах стала господствующей скульптура.

Rambler's Top100
Copyright © 2008-2009 Декоративно-прикладное искусство художественные промыслы живопись картины